9 марта 2017 г.

Спортивная рыбалка. Кубок Вологодской области по ловле на блесну со льда. Сиверское озеро, 26.02.2017г. Часть третья, соревновательная.


Любые соревнования начинаются не с сигнала «Старт», а гораздо раньше. И каждая тренировка – это неотъемлемый соревновательный этап. 

Второй год, как Федерация рыболовного спорта Вологодской области в нашем регионе начала проводить соревнования по ловле на блесну со льда и уже сейчас без качественной подготовки победить очень тяжело. И с каждым годом это будет сделать всё сложнее. От того, насколько плодотворно будут проведены тренировки, от того, какие выводы ты с них сделаешь - будет зависеть твой финальный результат. Можно проиграть тренировку (да, да – я расцениваю каждую тренировку, как самостоятельное соревнование), но при этом выиграть турнир. От того, что ты скажешь по дороге домой своему напарнику по тренировке и сопернику на соревнованиях, будут зависеть его действия в туре. То, что напишешь в комментариях под фото, где изображён окунь, в соцсети, повлияет на принятие решения многими спортсменами. От того, как ты подмигнёшь продавщице в Кирилловском райпо… Пардон, неудачный пример.

Смысл в том, что каждое действие твоё, или твоих соперников намного раньше до соревнований запускает некую цепочку событий, оказывая тем самым влияние на конечный результат. И без разницы насколько загодя это действие было произведено. Разве что цена каждой ошибки на тренировке тем больше, чем меньше времени остаётся до заветной стартовой ракеты. Может и сейчас, я не пишу свой отчёт, а готовлюсь к Чемпионату Вологодской области по спортивной ловле на зимнюю блесну со льда, который пройдёт в 2018 году: пытаюсь запутать соперников, заставить думать обо мне так, как я хочу, заложить в голову какие-то стереотипы, пустить по ложному следу.

Нормальный загон, да?

Итак, вторая тренировка подходит к концу. В целом, в этот день рыба была менее активной, чем ранее. Я даже больше скажу – это был день с самой низкой активностью окуня за всё время подготовки к соревнованиям. По моим подсчётам, без прессинга за шесть часов тура в этот день я бы поймал 200 окуней. Тем не менее, рыба, по-прежнему, была везде. На рельефе с 12:00 до 15:00 у меня не было ни одной пустой лунки, но ловил я с каждой одного-двух окуней. Максимальное количество окуней, пойманных мной с одной дыры, в этот день равнялось девяти. Я честно пытался раскачивать лунки, но у меня это не получалось. Что-то я делал не так. Новорожденные «Сиверские плюшки», сделанные для глубины, работали из рук вон плохо. В целом было ощущение, что они великоваты, излишне быстры и тяжеловаты под витавшее под льдом похуистическое настроение окуня и не только его.


Зато «Вогнутая» на мелкоте радовала. Пока я ждал Мишу возле машины, решил воспользоваться услугами «Читерской поруби». Ловил вприглядку, макал разные блёсны.

Что творила «Вогнутая» с окунями в проруби? Если на другие блёсны они реагировали весьма сдержано, то при опускании на дно «Вогнутой» начинался дикий махач. Пресноводные пираньи атаковали приманку не задумываясь. Я ещё подумал тогда, как же много поклёвок не чувствуется рукой. За время ожидания Михаила (а ждал я его минут пятнадцать), вприглядку мне удалось выловить грамм 700 окуней. Это равнялось примерно трети того, что я поймал до этого за весь день. Новой своей блесной я был доволен. «Читерскую прорубь» решили исключить из зоны соревнований.

Третья тренировка пришлась на 23 февраля. Поехал я со своими друзьями-любителями: Серёгой и Денисом. Хотя Серёгу неправильно называть любителем. Он ездил со мной три года назад на соревнования по блесне в Ярославль. Это были мои первые соревнования в этой дисциплине и Серёгины последние: «Лови эту пиписню без меня» - сказал он мне после них.

Серёга с Денисом остались у старта ловить леща, я же пошёл к островам под противоположный берег. Не давала мне покоя информация о том, что Череповецкие там бонусов надрали. Да и глупо было с их стороны так явно тренировать тот район. Очень уж навязчиво они туда своими действиями зазывали других спортсменов, в том числе и меня.

С утра я прогулялся вдоль островов: слабая утренняя активность окуня не позволяла мне составить ясную картину по окуню на данном участке акватории. Поклёвки были, но какие-то вялые, не серийные. Местами я бурился впустую. Решил проверить залив, что находится южнее островов. Следов в заливе не было – всё заметено. Лишь несколько палочек на неком отдалении друг от друга торчало из сугробов. Кто-то пометил уловистую лунку? Проверим.


Сверлюсь в нескольких метрах от палочки и сразу серия. На фото это точка под номером 283. Окунь мелкий, но лифтовой.  На часах – начало десятого. Для утреннего неактивного окуня очень даже неплохо. У другой палочки  - то же самое. И тут звонок от моих друзей-лещатников: «Серёга, чего-то мы не по погоде оделись. Поехали домой». Ответ мой, помимо нескольких нецензурных слов включал в себя вопрос: «Сколько у меня ещё есть время?» Мне дали час. Вот они, все прелести зимней рыбалки в Вологодской области: когда в Вологде -18 градусов, то в Кириллове -28 .

Время для тренировки остаётся мало и я решаю перейти на другую сторону залива. На фото это место обозначено как точка №286. В этом районе окунь так же лифтовой, но средний его размер приближался к 30 граммам. Сделал ещё несколько лунок, чтоб ещё пару моментов для себя уяснить и отправился к машине. Информации после этой тренировки не очень много, но она очень сильно повлияла на конечный результат соревнований.

Пока я ехал домой, решил, что о тренировке никому рассказывать не буду. Пусть соперники думают, что та часть зоны у меня не тренирована. Вечером, на вопрос наших блеснильщиков: "Тренировался?" - я уклончиво ответил, что тренировался таскать диваны. И это действительно было правдой - в этот вечер я помогал своей сестре таскать мебель в квартире. Не люблю я врать.

Вечером шестерёнки моей головы натужно скрипели перерабатывая информацию. Я не хотел ехать на тренировку 24 февраля, но мысль о том, что тот район проработан не качественно, не давала мне покоя.

Утром встал без будильника и помчался на озеро. Заехал я в этот раз с противоположной стороны озера, так как нужно было плотненько проработать дальний залив.

Потренировался неплохо, нашёл много неплохих скоплений окуня, ещё раз проверил места в районе точек 283-286. Плотность окуня там меня радовала больше всего. Была надежда, что кроме меня этот участок качественно никто не протренировал. Там, пусть и занесённые снегом, были только мои следы. Смущали меня воткнутые палочки, но лишь до того момента, пока я не вступил рядом с одной из них и не провалился в полынью. Значит, это не уловистые места обозначены, а кто-то ставил браконьерскую снасть. К тому же в районе точки 286 самые большие концентрации окуня были не вдоль береговой линии, а ближе к середине залива. Сомневался я, что наши спортсмены правильно сориентируются на рельефе и найдут самые вкусные места.


На предстартовую тренировку я еду в компании  Миши, Коли и Паши Тарамина. Последняя тренировка - это как генеральная репетиция перед гала-концертом. Ожидается, что на водоёме будут спортсмены из Рыбинска и Ярославля. Тут очень важно не спалить наработанное, попытаться просчитать какие-то действия соперников. Соперники в лице Миши, Коли и Паши видимо были со мной солидарны. И, поскольку выступают они в одной команде и действовать, как я догадывался, планируют сообща - посадили мне на хвост Колю. Я эту игру принял. Более того, в какие-то моменты действовал от обратного: когда Коля сам пытался от меня убежать - догонял его и всячески ненавязчиво "мешал" нормальному тренировочному процессу.


Такие совместные тренировки много дают в личном, техническом плане. К примеру, на одном участке у меня клевало лучше, чем у Коли. Нам было интересно разобраться почему. Коля взял мою удилку и стал играть в моей лунке. Эхолот "Практик" показывал нам картину под льдом. Причина того, что у меня клевало лучше оказалась проста. И я, и Коля играли примерно одинаково: на КД - делая стандартную ступеньку вверх и вниз. Но Коля поднимал ступеньку гораздо выше меня: последние КД он совершал примерно в метре от дна. Я же так высоко не забирался. Эхолот показывал, что окунь, после того, как Коле у дна удавалось его заинтересновать, поднимался за блесной. Однако, в какой-то момент, на расстоянии, скажем, в 40 см от дна, подниматься дальше полосатый рыб отказывался. Когда Коля поднимал приманку ещё выше, она видимо выходила из поля зрения окуня и тот снова опускался на дно. Когда Коля свою ступеньку опускал вниз, окунь снова интересовался и так по кругу. Поскольку я со своей ступенькой не переходил ту черту, выше которой окуню не хотелось подниматься, то и рыбу мне не приходилось с каждой новой ступенькой разыгрывать заново. Окунь постоянно преследовал приманку: вверх и вниз и в какой-то момент не выдерживал и клевал. Не знаю с чем это было связано, но в тот день было именно так. Вот смог бы я до этого без Коли и "Практика" дотумкать? Не думаю.

После обеда мы пришли в острова, где сидел Миша.


Он мне и сообщает:

- Вчера здесь Паша Казунин с Череповца был. Я посмотрел как лунки насверлены - точно он. Все точки его, как на ладони.

Я честными, как у кота из "Шрэка" глазами смотрю на Мишу, киваю гривой и поддакиваю:

- Да-да. Вот ведь, Павел - тихушник! - а про себя думаю, что никакого Паши тут вчера не было и лунки эти мои.

Спустя какое-то время, Коля засобирался к машине. А меня чёрт дёрнул, проверить повторно точку №283. Я так ненавязчиво Коле и сообщил, мол пойду-ка я ещё заливчик пробью. А Коля к машине не пошёл. Коля тоже решил пробить заливчик в след за мной. И уселся Коля на место с самой большой концентрацией в районе точки №283 и как начал пороть окуня, а я и угнаться за ним не могу. БЯда. Точку слил ещё и ловлю гораздо хуже Коли. А тут ещё из-за мыса семья Куриковых показалась. Ольга села у островов, а Илья прямо в направлении точки № 286 пошёл. БЯда II. Второго слива точки я позволить себе не мог. Сказал Коле, что пойду поздороваюсь, а сам, с целью не пустить Илью на концентрацию окуня, почапал к нему. Поздоровался. Отошёл чуток и засверлился на самом рабочем участке. То-сё, всякие вопросы задаю: "Где остановились? Кубок планируете забрать? Супруга планирует учавствовать?" - а сам думаю, лишь бы в моём направлении не пошёл. Тут Илья развернулся и пошёл в противоположную сторону. У меня аж от сердца отлегло. Я возвращаюсь в сторону Коли а про себя думаю: "На сколько это подозрительно? Я сидел, драл окуня (Куриков это видел), потом прошёл несколько сотен метров по снегу ради одной лунки и вернулся обратно. Ради чего я это сделал?" Но всё обошлось, точка была спасена.

Остаток тренировки долавливали вместе с Колей в районе 283ей. Коля ловил на латунный симметричный "Алялистик", длинной 28 мм и весом 1,2 грамма. Я - эксперементировал. На 20 Колиных окуней я ловил где-то штук 7 и ничего не мог с этим поделать. Это меня расстраивало.


Задал робкий вопрос: "Своим про это место будешь рассказывать?". С намёком на то, что двоим-то тут рыбы на дольше хватит. Коля ответил: "Уже рассказал. Мы же - команда". Ещё от него была такая фраза: "Раз уж пошёл такой вечер откровений, то и я тебе кое-что расскажу: играть мы будем всей командой".

Что и требовалось доказать. Догадывался я об этом факте, но теперь-то знаю это наверняка. В игре командой есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, втроём проще позиционно выдавить одинокого соперника с какой-то точки. С другой - рыбу на точках им придётся делить между собой.

Ну, что же? Трёх соперников, действующих сообща, обыграть будет даже интереснее, чем по отдельности. В том, что эти ребята будут моими основными соперниками на соревнованиях - я не сомневался. Череповецкие спортсмены в основной своей массе - очень предсказуемы. Рыбинск - мало тренировался. Конечно, других спортсменов тоже со счетов скидывать нельзя, но "Три Вологодских богатыря" напрягали больше всего. Коллективный разум как-никак. Что же ему противопоставить? У меня есть ночь, на то, чтоб всё взвесить, продумать действия которые смогут нивелировать ошибки допущенные мной ранее.


И вот он день старта.


Ещё раз прогоняю в голове свой план: пять основных точек  в маршруте, восемь резервных, две на долавливание. С собой 6 удочек с блёснами, но точно знаю, что ловить буду одной - остальные больше для успокоения души и на случай обрыва первой. Эхолот "Практик" с собой не беру. Там, где будем состязаться он мне не понадобится - там рыбы валом и поведение её за все дни тренировок более-менее понятно.


Пять, четыре, три, два, один, стартовая ракета!!! Двадцать три участника срываются со своих мест, семерым из них предстоит двухкилометровый бросок в одном и том же направлении.


В том, что основные баталии развернуться под противоположным берегом: в островах и заливах - было ясно. "Вологодская троица" и тройка Череповчан рванёт со старта сразу туда. Причём, Вологодские сразу пойдут к 283ей точке. У них есть другие места. Это я знал наверняка. Может быть, даже с подобной концентрацией, что и на 283ей. Но ведь их цель ещё и в том, чтоб не дать мне спокойно наловить. То, что я пойду сразу на 283ью, Вологодские, думаю, тоже ни капли не сомневались. На этой точке, как показала тренировка, окунь клевал с самого утра. Во многих других местах он расклёвывался позднее. К примеру в островах, где, как ожидалось, точно встанет Паша Джигит, на одной из тренировок я за два утренних часа поймал жалких полтора десятка окуней.

Сначала идём все вместе по колено в снегу. Я принимаю вправо, там, где-то под снегом, должна быть буранка. Да, мой путь будет длиннее метров на 500 чем у спортсменов, идущих напрямки. Зато, идти легче. По крайней мере, я на это надеюсь. Парни идут цепочкой, группами по три человека: тройка Череповецких и тройка Вологодских. Тем, кто возглавляет тройку, сложнее всего. Приходится бить след в сугробах, поэтому парни время от времени меняются. Я выхожу на буранку. Точнее, на её очертания под снегом. Очки запотевают, а без них контуры буранки не различимы. Приходится мириться с неудобствами и надеяться на то, что соперникам по целику идти ещё труднее. После первого км пути в мозгу появляется червоточина: "Может плюнуть. Сесть прямо тут, посреди озера, на косе - отдохнуть. Может и рыба клюнет". Нет. Прочь, прочь!!! Есть чёткий план! Не жалеть себя! Не жалеть!!! На точку нужно придти первым.

Стараюсь дышать правильно. Сквозь муть запотевших очков вижу, что соперникам тоже не сладко. Цепочка кокурентов порядком растянулась. К мысу приближаемся почти одновременно с Пашей Джигитом, но я на пол-корпуса впереди. Остальные гораздо дальше. Павел начинает нарушать правила, переходя на бег. Он думает, что я тоже намерен идти в острова. Нет, я на 283. Но расслабляться сопернику давать нельзя и я ору благим матом: "Чё нарушаешь?!!!". Павел сбавляет обороты, возвращается на шаг. Я - первый.


Джигит остался в островах. Я бурю лунку в районе 283ей, но допускаю досадную ошибку: сажусь мимо того эпицентра, где Коля вчера драл. Тупо промазал мимо нужного места. Снег завалил наши вчерашние следы, я неправильно сориентировался и сел гораздо дальше от берега, чем это было нужно. Запотевшие очки сыграли в этом не последнюю роль. Я ловлю первого окуня. К точке подходит запыхавшийся Коля, садится на свою вчерашнюю дыру и начинает пороть без игры. Десять-двадцать окуней сразу же, а у меня ни хера. Подходят Паша Тарамин и Миша Красногорский, и садятся вдоль береговой линии - ТАК КАК НАДО. Миша садится ближе к протоке: там вчера проскакивали бонусы и было пару мест, с хорошими эпицентрами. Паша сел чуть севернее.


Я чуть меняю своё местоположение и ловлю второго окуня. Коля тем временем продолжает пороть, работая руками, как человек-мельница. Мне кажется он уходит в отрыв, который будет очень тяжело наверстать. Паша Тарамин поджимает с севера, мне кажется, что нарушает дистанцию, но судей рядом нет и апеллировать не к кому. "Вологодская тройка" заняла всю береговую линию и мне туда вклинится практически не возможно. Голова перестаёт здраво мыслить: злость на соперников, досада от собственных неправильных действий.Начинаю играть грязно: пытаюсь вклиниться между Мишей и Колей, но ближе в берег, головой понимая, что дистанция ловли мной не соблюдается. Теперь уже Миша говорит, что я нарушаю. Я огрызаюсь, заявляя, что Паша Тарамин первый начал нарушать. Не знаю, чем бы всё закончилось, если бы вовремя не подоспели судьи. Возможно, меня бы забили бурами, распилили моё бренное тело на мелкие части, чтоб те пролезали в сотые лунки и отправили на корм налиму. Блесна - спорт кровавый!!!

После пустой лунки в берегу у меня по-прежнему пара окуней в лукошке. Понимаю, что так я далеко не уеду. Говорю, себе, что нужно успокоится: унять злость и досаду, и подумать. Восточнее есть ещё один эпицентр с окунем: сяду туда и успокоюсь. Сел и окунь начал клевать. Причём средний его размер был больше чем у Коли. Начинаю подкалывать парней: "Коля, успокойся. Зачем тебе первое место, за него какой-то эхолот дают? А за третье - кан. Ты же жерличник, тебе кан пригодится". Беседы с соперниками и судьями, дружеские подколы помогают придти в себя после стартового нокдауна, вернуть способность здраво мыслить и анализировать ситуацию. А ситуация была следующая: Паша Тарамин ловил плохо, а темп ловли Коли снизился и теперь мы были примерно наравне, но мой окунь был крупнее. Как ловил Миша я не видел, но предполагал, что хуже Коли и лучше Паши. Плюс, в том углу могли проскакивать бонусные окуни. На моём эпицентре клёв был стабильный, и существовала небольшая возможность манёвра. Если начинались пустые поклёвки, клевали трёх-, пятиграммовые мальки, я смещался на пару-тройку метров в сторону. Откровенных лифтов не было, но всё стабильно и размеренно.


Паша и Коля, глядя на то, что у меня поклёвывает, забегают за меня вдоль южного берега залива, растягивая свою защиту. Этот момент как раз сняли на видео наши судьи, они вели прямую трансляцию с соревнований в сети интернет.


Мне показалось, что Коля недостаточно плотно использовал потенциал точки , с которой лифтовал в самом начале. Его лунки были расположены широко – метров в десяти друг от друга, и мне показалось, что на небольшом расстоянии от эпицентра можно было ловить ещё. Воспользовавшись тем, что ребята были у южного берега, я без особых усилий сел в двух метрах от Колиной утренней лунки и начал лифтовать. 64 окуня в размере 5-15 грамм, с парой бонусов 80-100 я снял с этой лунки.  Переместился  на пару метров – 26 окуней. С каждой последующей лункой количество окуней уменьшалось. Эпицентр я уже порядком рассверлил, а на расстоянии 10-15 метров от него рыба клевала единичная. Нужно было идти на следующую точку, но не хотелось тащить с собой соперников. Я ждал, полавливая одиночную рыбу.


Парни так же исчерпали потенциал своих точек, ловили единичную рыбу, да ещё и неровно. В какие-то моменты Миша садил на свои лунки в углу Пашу, чтоб тот добирал вес. Угол умирал медленнее всех, но и там дела были всё хуже и хуже. Парни поодиночке стали оставлять свои позиции. Сначала ушёл Коля в сторону островов, потом Миша, потом и Павел.

- Как же я тут без Вас? – спросил я, уходящего Пашу, и честно добавил – А кто бонусного окуня со мной пойдёт к тому дому ловить?

- Мы, может, ещё вернёмся. – ответил Паша и скрылся в островах.


В непосредственной близости от меня остался только череповчанин – Павел Корелин. Оказывается, на тренировке он тоже протренировал участок, где в самом начале тура, в линию села «Вологодская троица». Павел был метрах в пятидесяти от меня, ловил регулярно. Я попытался с ним сблизиться, но, поняв, что размер его окуня очень мал, ретировался. Пришло время следующей точки в моём плане.

Я иду на натренированное пятно, с которого за день до этого выживал Илью Курикова, и сразу начинаю ловить. Клюёт по 10-20 рыб с дыры, но средний размер её гораздо крупнее той, что попадалась мне до этого. Если начинают клевать «злобные мальки» - пересверливаюсь. Если 10 взмахов без поклёвки – аналогично. «Не залипать на одной дыре» - говорю я себе.

Место для манёвра есть, меня никто не атакует. В пределах видимости – три Павла: Тарамин, Корелин, Джигит. Никто из них на меня особого внимания не обращает. В таком режиме я и ловил почти до самого конца тура. За 40 минут, до сигнала «Финиш» в мою сторону направился, Павел Корелин. На всякий случай, я бросил ловлю и выдвинулся ему навстречу, дабы не пустить на пятно. Но Павел дальше ловить и не планировал. Просто заранее выдвинулся к Финишу. Я планировал выйти позже, однако, за оставшееся время ловлю не более 40 грамм. Вышел за 25 минут до финиша, умудрившись при этом догнать и перегнать Павла Корелина.


Устал жутко, но финишировать рано, есть ещё 7 минут на ловлю. Понимаю, что на свои точки смысла идти уже нет. Пытаюсь втиснуться между другими долавливающими спортсменами рядом с зоной «Старт - Финиш», но сделать это без нарушений Правил не так-то просто – сидят все очень плотно. Сначала попадаю на глубину больше пяти метров, потом вроде бы встаю на нужную глубину, но безрезультатно. Последние 7 минут рыбы мне не так и не приносят.


На взвешивании было видно, что мой пакет больше, чем у соперников, но в победу до самого конца не верилось.


Поверил только  после того, как получил в подарок новенький эхолот «Практик», заветный кубок, медальку и, рассовав всё это по карманам, скрылся в ближайшем лесу. Оттуда свой отчёт сейчас и пишу.


П.С.: В завершении хотелось бы поблагодарить ООО «РУСОНАР», на протяжении всего зимнего сезона помогавшего нашей Федерации с  формированием призового фонда. Альтернативы Вашей продукции по соотношению «цена-качество» на рынке современных эхолотов нет. Получить заветный «Практик» мечта любого думающего блеснильщика.



Охота сказать спасибо компании «МиКо» и лично Михаилу Крутову. Снасти Михаила помогают начинающим спортсменам осваивать тонкости рыболовного спорта.



Спасибо Президенту ФРС ВО Евгению Турунцеву, который тянет на своих плечах огромное количество мероприятий. Жека, мы знаем, как это тяжело и ценим то, что ты делаешь.



Спасибо Михаилу Красногорскому за то, что взял на себя часть обязанностей по организации мероприятия.



Спасибо Олегу Постникову, который безвозмездно судит наши соревнования весь сезон и до сих пор ни разу не послал нас лесом.



Спасибо всем, кто принимал участие в соревнованиях. Благодаря Вам дисциплина развивается. Рост есть и это хорошо.


Комментариев нет :

Отправить комментарий